ИГРОМАНИЯ "ФУТБОЛ БЕЗ ГРАНИЦ"
Заполненный до отказа стадион. Ревущие от восторга трибуны. Футбольное поле, на котором разворачивается нешуточная битва. Да, именно битва! Форвард одной команды рвется к воротам соперника, виртуозно обыгрывает на скорости двух защитников, прокидывая мяч вперед, и уже готовится пробить... Но вдруг падает как подкошенный, сраженный грязным подкатом сзади со стороны оппонента. К мячу устремляется целая группа игроков. Удар по ногам. Еще удар! Полкоманды с каждой стороны уже на газоне. Пострадавшие корчатся от боли и просят замены. А что же судья? Его просто нет. Fair Play отдыхает!
Это лишь одна из многочисленных модификаций, которые мы сегодня сделаем вместе с вами. Будет вам и самый настоящий мини-футбол, и новые камеры, и многое другое. Причем каждый из этих по-своему интересных модов делается за считанные минуты.
Разбег...
Все самое интересное в FIFA 07 (как, впрочем, и в предыдущих частях серии) скрывается в игровых архивах. Почти все они носят расширение big. Но есть одно исключение — файл config.dat (пусть вас не смущает его расширение), который также является архивным и содержит в себе массу любопытного. Именно этот файл наряду с ini.big, прописавшимся в папке <Каталог игры>\data\cmn, нас больше всего и интересует.
Разумеется, для работы с этими необычными форматами (традиционными, впрочем, для спортивных симуляторов от EA Sports) нужен специальный инструментарий, который вы можете взять с нашего DVD в разделе «Игрострой». Это утилита File Master 07. Если программа у вас не запускается, установите с нашего диска набор библиотек Microsoft .NET Framework 1.1 (причем в данном случае требуется именно указанная версия, другие не подходят).
File Master 07 прост и удобен в использовании. При запуске программа автоматически находит папку, куда вы установили игру. Если же этого по каким-то причинам не произошло, укажите сами адрес игрового каталога в строке, расположенной под панелью инструментов. В левой части программного окна отобразится содержимое игровой директории со всеми ее архивами. Кликните на один из них — и справа появится список входящих в него файлов, а также их базовые характеристики в соответствующих колонках. Сверху станет доступным меню Archived File, в котором вы можете совершать разнообразные операции над архивом.
Чтобы вытащить из архива любой файл, выберите его в правой части окна программы и воспользуйтесь пунктом меню Archived File/Export (или соответствующим значком на панели инструментов). Чтобы упаковать файл в архив, достаточно кликнуть по кнопке Import и указать путь разархивации. Сохранять это и любые другие изменения не требуется — программа делает это автоматически.
Что касается типа файлов (см. колонку Type), то нас пока интересуют только те, которые имеют маркировку Settings, то есть конфигурационные. Обратите внимание, что последние должны храниться в архивах в несжатом виде. Иными словами, в колонке Compressed напротив имени вставленного вами файла должно стоять слово NO (в противном случае игра просто не запустится). Если это не так, щелкните мышкой на этот файл, выберите пункт меню Archived File/Decompress, и все встанет на свои места.
Удар...
Сегодня мы будем создавать модификации, видоизменяя только архив config.dat. Он лежит прямо в корне игровой директории и содержит восемь файлов. Наибольший интерес для нас представляют следующие из них: common.ini (содержит базовые настройки, регулирующие игровой процесс), ai.ini (характеристики AI), emotion.ini (параметры, влияющие на изменение эмоционального состояния игроков), career.ini (атрибуты, относящиеся к режиму карьеры — Manager Mode), player.ini (несколько характеристик футболистов).
Редактируя файл common.ini, можно минут за десять сделать целую серию отличных мини-модов. Да и просто внести в игру какие-то мелкие, но крайне интересные (и подчас оказывающие серьезное влияние на геймплей) изменения путем правки отдельных атрибутов.
После того как вы извлекли common.ini из архива config.dat, откройте его в «Блокноте» и внимательно изучите. Как видите, этот ini-файл также, как и все его собратья по расширению, разбит на блоки, имена которых заключены в квадратные скобки. Каждый раздел содержит набор настроек, объединенных по какому-то общему принципу.
Небольшое напутствие. Чтобы некоторые из производимых далее преобразований вступили в силу, необходимо создать в игре новый профиль. Это, впрочем, касается лишь тех настроек, которые регулируются как через common.ini, так и через игровое меню: например, скорость, сложность игры, расположение камеры. Если вы в процессе редактирования файла исправили такие атрибуты и добились каких-то важных изменений, будет целесообразно сохранить профиль, дабы затем можно было вернуться к нему (соответственно — и к созданному ранее моду) в любое время.
Глупые игроки
Первые заслуживающие внимания параметры — это STUPID_TEAM и STUPID_GOALIE. В оригинале оба закомментированы (о чем свидетельствуют знаки «//» в начале строк), то есть игрой не учитываются. Чтобы снять с них данный запрет, просто удалите слэши из строчек, содержащих эти атрибуты.
Эти показатели делают глупыми команды (первый — полевых игроков, второй — вратаря) при следующих значениях: 1 — страдают хозяева поля, 2 — гости, 3 — обе стороны. При нуле никакого эффекта от настройки нет.
Игроки под воздействием характеристики STUPID_TEAM ведут себя так, словно впервые в жизни вышли на футбольное поле: пасуют в никуда, мяч отскакивает от них, словно от стен. Вратарь при соответствующем значении параметра STUPID_GOALIE так и вообще почти всю игру стоит как вкопанный и лишь при «пожаре» в его штрафной в последний момент пытается что-то предпринять (чаще всего безуспешно). Словом, наблюдать все это крайне забавно. В играх с живым соперником можно, скажем, подшутить над ничего не подозревающим приятелем. Он очень удивится, когда увидит, что его голкипер даже не пытается помешать противнику забить гол.
Скрытые камеры
Никчемные на первый взгляд камеры на поверку оказываются очень даже полезными. Речь идет о характеристиках CAMERA, CAMERA_HEIGHT и CAMERA_ZOOM. Первая определяет вид на поле, вторая — высоту, на которой находится камера (от этого зависит угол обзора), третья вовсю эксплуатирует зум (приближение изображения).
Казалось бы, вы можете изменить все это в игровом меню, но там выбор ракурсов ограничен. То ли дело настройки в common.ini. В меню нам дают настроить только семь камер, а в файле можно назначать целых четырнадцать. Вот соответствующие секретным камерам значения атрибута CAMERA и обозначения, данные им разработчиками: 0 — player, 3 — sexy, 4 — panoramic, 6 — dynamic end, 9 — tower, 12 — overhead, 13 — action 2. Хочу сразу предупредить, что не все из этих вариантов доведены до ума. Не вызывают нареканий только последние две камеры. Двенадцатая дает вид сверху, при котором игра становится немного похожей на старые добрые Dendy-футболы или на современные футбольные флэш-аркады. Кстати, играть при этом ракурсе очень удобно: при оригинальных значениях показателей CAMERA_HEIGHT и CAMERA_ZOOM (соответственно — 40 и 60) и тем более при еще меньшем приближении вы, управляя игроком, видите рядом с собой огромный участок поля. Это упрощает поиск направлений атаки.
Что касается тринадцатой камеры — это гибрид стандартных режимов Action и Dynamic, то есть ракурсы постоянно меняются. Неплохо (но не без огрехов) функционирует камера под номером 3, установленная где-то вдали. Непонятно, правда, почему разработчики назвали ее сексуальной.
Чтобы сделать играбельными остальные камеры (да и третью не помешает модернизировать), попробуйте поправить значения параметров CAMERA_HEIGHT и CAMERA_ZOOM. Не исключено, что при этом вы найдете подходящий именно вам вариант.
Высоту и зум новой камеры лучше регулировать через файл, а не в игровом меню, поскольку в последнем случае не исключены сбои в работе. Обратите внимание, что любая «скрытая» камера имеет одну неприятную особенность. Заменив ее на любую из стандартных, вы уже не сможете переключиться обратно без смены профиля (или без прекращения матча — если вы делаете это во время игры).
Микс из атрибутов
Говоря о внутренностях файла common.ini, нельзя не упомянуть о нескольких весьма примечательных настройках, которые регулируются через меню.
HALF_LENGTH — длительность тайма. В отличие от эквивалента этого параметра в меню (геймеру позволяют выбирать между несколькими стандартными вариантами), сюда вы можете вписывать абсолютно любые значения.
DIFFICULTY_LEVEL — уровень сложности. Поставив сюда цифру 4, вы получите возможность сыграть на секретной, наивысшей сложности (ее разработчики озаглавили как Uber). Однако даже на этом уровне мастерства компьютер далеко не всегда играет так уж хорошо, иногда делает довольно грубые ошибки. Поэтому, если вы настоящий футбольный профи, ищущий себе достойного соперника, вам прямая дорога в файл ai.ini.
GAME_SPEED — скорость игры. Пропишите здесь цифру 3, и игра станет очень быстрой.
Если вы любитель экстремальных развлечений, попробуйте соединить воедино максимальную сложность с максимальной скоростью. Играть будет ой как непросто — потребуется молниеносная реакция.
Гол!
На очереди у нас следующий файл из архива config.dat — ai.ini, в котором описан искусственный интеллект. Однако есть здесь и параметры, не имеющие прямого отношения к AI (см. отдельный текстовый блок).
А судьи кто?
Начнем с судейских атрибутов. В предыдущей игре серии FIFA был крайне полезный параметр «Строгость арбитров», в FIFA 07 он куда-то исчез. Но оказывается — разработчики убрали его только из настроек меню, а вот в программном коде он сохранился. За строгость судейства отвечает характеристика REFEREE_STRICTNESS из файла ai.ini. Она принимает три значения. При 0 арбитр ведет себя как обычно. При 1 проявляет в своих решениях мягкость (в частности, почти никогда не показывает карточки), при 2 наоборот — жесткость. Регулярная смена манеры судейства внесет разнообразие в игру и приблизит ее к реальному футболу. В нем ведь все судят по-разному.
Футбол без правил
Давайте создадим мод Unfair Play, о котором говорили в самом начале статьи. Задайте характеристике REFCALL_NO_FOUL значение 1. Теперь на поле допускаются абсолютно любые, даже самые жесткие и грязные приемы: подкаты, удары по ногам и тому подобное. Если же вы хотите, чтобы арбитры закрывали глаза на игру рукой, установите значение показателя HAND_BALLS_RAND_CHANCE на 0.
Если хотите играть совсем без правил, можно отключить фиксирование судьями положения «вне игры». Для этого измените значение параметра OFFSIDE из файла common.ini на 0.
Недуги
Говоря о подкатах и других футбольных приемах, нельзя не упомянуть о травмах. Все повреждения описаны при помощи характеристик INJURY_PERCENTAGE и INJURY_CHANCE_OF_WINDING. Первая определяет вероятность (в процентах) получения повреждения игроком, пострадавшим от подката соперника. А вот каков будет характер этого недуга, определяется вторым атрибутом: либо это травма, либо заболевание. Значение атрибута отражает соотношение вероятностей выпада этих вариантов. Чем ниже указанное здесь число, тем больше шансов, что игрок получит увечье, и тем меньше шансов, что он подцепит болезнь. И наоборот.
Например, если сюда поставить число 100, футболист всегда будет травмироваться, если 0 — заболевать. Нам кажется более логичным первый вариант. Особенно забавно он смотрится в сочетании с модом «Футбол без правил».
Умелый вратарь
Даже фанаты FIFA 2007 все как один утверждают, что вратари в игре, скажем так, не профессионалы. Частенько голкиперы допускают крайне глупые ошибки — например, они совершенно не умеют играть на выходах. Это можно поправить за счет настройки ABSOLUTELY_PERFECT_GOALIES. Пропишите ей значение 1, и мастерство здешних вратарей ворот заметно подрастет. Однако для доведения этой чудесной метаморфозы до ума потребуется редактирование и других вратарских атрибутов, которых здесь превеликое множество.Мини-футбол
В файле ai.ini, упакованном в архив config.dat, есть характеристики FIELD_LENGTH и FIELD_WIDTH. Первая определяет длину площадки, вторая — ширину. Понятно, что от этих характеристик зависят размеры игрового поля, но не всего, а лишь его игровой части. Газон, как бы вы ни изменяли значения, «перестелить» не получится.
Существенно сократив расстояния, заданные этими двумя параметрами, вы можете превратить игру в мини-футбол. Пожалуй, оптимальными для этого значениями являются, соответственно, числа 3760.0 и 2340.0. Однако, если так все и оставить, на поле неминуемо образуется толкучка — примерно такая же, как в час пик в общественном транспорте. Протиснуться к воротам соперника в такой ситуации будет крайне затруднительно.
Если же вы хотите создать настоящий мини-футбол, то и количество футболистов должно быть соответствующим — по пять полевых игроков с каждой стороны плюс вратари. Добиться нужной численности футболистов можно за счет правки уже упомянутого файла common.ini. Характеристике AIS_SITUATION_MODE присвойте значение 1, тем самым активизировав сценарный режим игры. Параметрам AIS_HOME_RED и AIS_AWAY_RED поставьте число 5, что сократит играющие составы на пять полевых игроков с каждой стороны.
Мини-футбол готов. Есть здесь, правда, небольшая проблема, иногда сбивающая с толку. Линии на поле (будь то границы штрафной площади, вратарской или всего поля) останутся на своих прежних местах, то есть за пределами игровой площади. Особенно частыми поначалу будут ошибки с упущением мяча за линию поля — ориентиром отныне выступают лишь угловые флажки. Но вы быстро к этому привыкните.
И еще один штрих: поскольку игроков на поле стало меньше, логично будет сделать судей менее строгими. Ведь, к примеру, удаление футболиста — наказание теперь очень и очень серьезное. В то же время каждый штрафной на таком «сжатом» поле очень опасен. Поэтому рекомендуем поставить характеристике REFEREE_STRICTNESS значение 1.
Кстати, маленькое поле можно использовать для тренировок. Например, для оттачивания искусства обводки (особенно при полных или почти полных составах команд). Такое полезное умение, как обыгрыш нескольких соперников на относительно небольшом пятаке, хорошо тренируется именно в такой ситуации.
* * *
Многочисленные модификации, маленькие и не очень, готовы к работе. Но не стоит останавливаться на достигнутом. В файлах архива config.dat вы найдете множество других интересных настроек, регулировка которых позволит полностью перекроить геймплей. О некоторых из них мы расскажем вам в одном из ближайших номеров «Мании».
Не забывайте о том, что уже созданные нами моды можно изменять, дополнять и даже комбинировать друг с другом. Скажем, несложно сделать дворовый футбол, объединив модификации «Футбол без правил» и «Мини-футбол». Смесь получится гремучая, но с отличным геймплеем. Или другой пример. «Умелый вратарь» будет весьма кстати в «Мини-футболе», где соперники при активной игре обмениваются ударами по воротам чуть ли не каждые 10 секунд, в этом случае и голкиперы вынуждены вступать в игру.