Разработчик: Digital Illusions CE, Издатель: Electronic Arts
Дата выхода: Июнь 2008, Жанр: шутер от первого лица (FPS) / экшн от первого лица (FPA)
Battlefield: Bad Company
В мире существует множество любителей отстрелить голову ближнему своему за обеденным перерывом, и студия DICE всегда знала, чем можно завлечь таких людей. Мультиплеерные баталии в духе «стенка на стенку» были и раньше, но она догадалась превратить их в полномасштабную войну с захватом точек-фалагов, военной техникой и перестрелками снайперов через полкарты, при этом успешно миновав участи стать серьезным тактическим симулятором. Battlefield 1942 любили за размах, феерические сражения — и то самое «чувство локтя», когда командная игра становится решающим в исходе схватки. Затея мигом прижилась, но все последователи, пытавшиеся повторить успех, так и не смогли превзойти оригинал. Поэтому DICE все это время успешно конкурировала сама с собой, производя на свет аддоны Secret Weapons of WW2 и The Road to Rome, вторую часть с бустер-паками, и, наконец, ускакавший в будущее Battlefield 2142. Менялись карты, менялись юниты. менялись целые эпохи, но ядро геймплея оставалось неизменным. Поэтому решение компании выпустить игру под старым брендом, но использующую совершенно новую концепцию, привлекло всеобщее внимание. Ориентация на одиночную кампанию, да еще и в роли консольного эксклюзива — вещи для Battlefield, согласитесь, не совсем очевидные. На того ли скакуна поставили разработчики? Даже после массированной рекламной компании Bad Company умудрилась остаться «темной лошадкой», но теперь все ставки сделаны, забег закончен. Пора подсчитывать выигрыш.
Не шайка и не банда
Говоря откровенно, вменяемой одиночной кампании от Bad Company поначалу никто и не ждал. Все-таки DICE, как никто, сильны именно в мультиплеере (только сейчас, благодаря Mirror's Edge, этот стереотип окончательно уходит в прошлое). Первая надежда зародилась тогда, когда шведы продемонстрировали ролики с ключевыми героями: харизматичные вояки под звуки взрывающихся за спиной снарядов слали весточки домой или, наоборот, жаловались на своих сослуживцев и подчиненных. В последних показанных видео запоминающаяся четверка и вовсе скатилась до скабрезных намеков на другие игры. И если пародия на Tom Clancy's Rainbow Six Vegas была достаточно нейтральной, то расстрелять Солида Снейка в бочке решиться не каждый. На деле же вышло, что DICE ни секунды не врали: Bad Company — это чуть ли не уникальная в своем роде игровая комедия про войну.
Все начинается с того, что главный герой, Престон Марлоу, попадает в большую неприятность. Мало того, что он угодил в специальную роту неугодных командованию солдат, так еще и был определен в самый безумный ее отряд. Кроме Престона с военным ремеслом толком знаком разве что сержант Редфорд — типичный суровый вояка, желающий лишь одного — скорее уйти на заслуженный отдых и рыбачить в тихом пруду. Зато остальные два бойца в плане безумных выходок и регулярных острот отдуваются за всех четверых. Пулеметчика Свитуотера у нас бы наверняка прозвали ботаником. Во-первых, он носит очки, а во-вторых, периодически пытается прочитать какую-нибудь лекцию, или просто научным языком обрисовать все происходящее. Он без ума от голоса девушки-оператора Джулии в наушниках, и попадает просто на седьмое небо от счастья, когда она называет его по имени. Полный антипод, но, как ни странно, друг Свитуотера в команде — Хаггард. Человек он недалекий, поэтому умные слова вроде «тактика» или «планирование боевых действий» понимает с трудом. Зато он с большим удовольствием готов снести гранатой пару стенок — собственно, он пришел в армию именно ради возможности устраивать взрывы. Служить с такой компанией, конечно же, нелегко. Свитуотер и Хаггард регулярно подтрунивают над новичком Престоном (даже имя его поначалу не могут запомнить), играют в «камень-ножницы-бумага» на фоне догорающих обломков, учатся бить по мячу для гольфа дробовиком, и отпускают десятки неполиткорректных шуточек.
Сюжет столь же нетрадиционен. Вместо того чтобы служить отечеству верой и правдой, хулиганский отряд дезертирует с поля боя, и отправляется на поиски золота. Затем эпидемия золотой лихорадки заводит их по другую сторону границы, где они встречаются с местным президентом, сумевшим уговорить всю «плохую компанию» присоединится к нему в опасном вояже по просторам России. События набирают обороты гигантскими темпами — нашлось место и обязательной в таких случаях трагедии, и все таким же уморительным моментам. Bad Company почти не выходит из своего полушутливого амплуа, лишь изредка уделяя внимание чуточку серьезным вещам. Поставлено все настолько качественно и мастерски, что DICE впору отправлять на съемочную площадку со сценарием этого Battlefield — вышел бы отличный фильм!
Сквозь стены
Игра очень зрелищна. Главный секрет успеха заключен в заманчивой возможности выстрелом из гранатомета разнести ближайшую стену, свалить небольшой лесок, и другими способами подправить окружение по вашему вкусу. Система разрушений настолько масштабна, что после Bad Company большинство игр кажется ненатуральными и неестественными. Полного следования реализму, правда, ожидать не стоит, сравнять дом с землей не получится, все равно выстоят перекрытия между этажами и несущие конструкции. Причина не только в ограниченности технологий — после знакомства с мультиплеером становится очевидным, что тотальное уничтожение всего и вся сразу же похоронило бы баланс. Но даже с некоторыми ограничениями, большинство сцен очень далеко ускакали от своих соратников по жанру. Самая захудалая перестрелка оборачивается эпическим зрелищем. Вот дрогнувшая в последний момент рука отправляет заряд не во врага, а в постройку, стена разваливается на кирпичи, в воздух поднимается облако пыли, а в это время пара гранат лишают крыши соседний дом. Еще чуть-чуть, и улица тихого поселка превращается в настоящее поле боя. В любой другой игре все упоминание о жарком сражении ограничилось бы, максимум, дырками от пуль в стенах, да выбитыми деревянными дверями. В Bad Company же все находится в движении: DICE встали на один уровень с мастерами пиротехнических представлений из Criterion Games (вспомните их консольный экшен Black и серию самых феерических аркадных гонок на этой планете — Burnout — намеренно оставленные возле стен взрывоопасные ящики и баллоны с газом вызывают огненную феерию, обеспечивающие максимальную плотность взрывов, разрушения и радостных криков Хаггарда.
Порой кажется, что красочным фейерверкам отводится слишком много места: уж не одноклеточный ли шутер под видом дорогого боевика нам подсунули? Пали себе куда хочешь, враги все равно будут умирать, а в стенах появляются дырки. Но Bad Company гораздо глубже, чем кажется. Разрушаемость, помноженная на немаленькие размеры карт, плюс несколько путей подхода к противнику — дает в результате пространство для множества тактических маневров. На крыше засел снайпер и держит на прицеле всю улицу? Пара выстрелов в стены соседних зданий и проход к Ворошиловскому стрелку открыт. В доме заняли оборону пятеро солдат, к танку можно зайти только сзади, сетка мешает пройти? Пара выст... Ну, вы поняли. На каждую ситуацию всегда найдется силовое решение. Здесь деревья или хлипкая будка не останавливают танк: как и положено, они с характерным звуком падают на землю. Свобода с непривычки ошеломляет. Наконец-то можно ощутить себя хозяином своей судьбы — вместо того, чтобы искать «то самое место», переключать триггеры и разгадывать загадки дизайнеров уровней. Одного универсального триггера, который прямо под правым указательным пальцем, вполне достаточно.
Bad Company вполне тянет на звание жанровой революции. В то время, как на компьютерах вот-вот начнется новый раунд противостояния скриптовых линейных забегов и открытого мира (Call of Duty: World at War против Crysis Warhead), консоли получают такой вот жизнеспособный компромисс двух принципиально отличающихся подходов к разработке. Этим «мутантом», как вы уже, наверное, догадались, и является новый Battlefield. Здесь чертовски много ситуаций, привычных для Call of Duty: постоянные взрывы, взлетающие на воздух стены, не во время выезжающие из-за угла танки и спланированные засады врага. Но как выжить в каждом отдельном случае, выбирать только вам.
Встреча с вертолетом, например, обернулась для меня головокружительной пробежкой по лесополосе до ближайшего сарая. За спиной вполне себе реалистично падали деревья, подкошенные пулеметами, земля тряслась, покрываясь воронками от взрывов. Спрятавшись, с четвертой попытки удалось сбить винтокрылого охотника из обычного гранатомета, вовсе не предназначенного для работы по воздушным целям. Позже оказалось, что возле временного убежища поставлена зенитная пушка и вся эта ворожба с «попадет — не попадет» была чистой воды импровизацией. Не забывайте, что «вертушку» еще можно сбить из пулемета (только придется очень быстро бегать и долго стрелять), а также с помощью подвернувшегося под руку танка. В финальных миссиях пространства для тактических маневров еще больше. Хотите — расстреливайте каждый патруль, хотите — тихонечко спускайтесь по отвесным склонам и быстро объезжайте все преграды. Отсутствие масштабов Crysis в Bad Company компенсируется тотальной разрушаемостью, а за «стиль» в духе Call of Duty отвечает грамотный дизайн уровней. Не самая сложная схема, зато как работает!
Они же живые!
Как и положено любой игре из серии Battlefield, Bad Company просто фантастически звучит. Казалось бы, Ghost Recon Advanced Warfighter 2 или Call of Duty 4 в номинации «услада для ушей» уже никто не победит. Но нет, былым королям пора подвинуться. Разрывающие тишину выстрелы автоматов, длинные очереди пулеметов, не предвещающий ничего хорошего глухой «кашель» дробовиков, осыпающиеся на пол гильзы. Каждая секунда боя словно записана на дорогой студии. Через пару дней по звуку начинаешь узнавать, кто какое оружие использует. Все эти фантастические взрывы и пугающий грохот гусениц еще долго не улягутся в памяти. Ни на йоту не отстает и музыка. Пафосная вступительная композиция, записанная целым оркестром, звуки пианино и джазоподобная композиция в главном меню — все мелодии настраивают на нужный лад.
С графикой тоже все отлично. Неплохие (для консолей) тени, почти что настоящие лица бойцов, натуральная растительность кругом. Но самый главный плюс Bad Company — все выглядит очень живо и естественно. Мир вокруг существует сам по себе, у разрушенного дома не восстановятся стены, отойди вы на десять метров, и огромная дыра в мосту не заделается сама по себе. Если просто остановиться и ничего не делать, то слышно, как ветер колышет деревья, кричат пролетающие чайки, плещется в реке вода, шумят где-то в далеке проезжающие машины и идущий на посадку вертолет. Создается ощущение, что DICE делали мир для какой-то неведомой RPG, но в самый последний момент решили остановиться на боевике.
С такой мощной одиночной кампанией Bad Company можно было бы простить даже неудачный (или вовсе отсутствующий) мультиплеер, но, боже мой — о чем может идти речь? Это же те самые ребята, у которых в шкафу много лет подряд пылится корона королей мультиплеерных шутеров! Современное поколение интернет-сервисов для Xbox 360 и PlayStation 3 позволило им реализовать все задумки, не ставя слишком жесткие ограничения на количество играющих и размеры карт. Конечно, до уровня ПК дотянуться не сумели — всего-то один режим, пять классов, да 24 игрока максимум. Но даже самых придирчивых критиков игра вряд ли отпустит раньше, чем через несколько часов. Секрет по-прежнему в ней, в разрушаемости. Соединенная с классической механикой Battlefield она оказывает просто гипнотический эффект. Прежде чем оценить всю пользу от нее, вы сломя голову будете носиться по карте, добираться до врага, сметая дома, «корчевать» целые участки леса, клянчить разрешение сесть за пушку, чтобы после массированного артобстрела сбегать посмотреть на воронки в земле. DICE хорошо понимали всю мощь своей задумки, и приготовили даже пару «ачивментов» за уничтожение стен и деревьев. Разрушай и властвуй!
Командный принцип
После деструктивного сеанса взрывотерапии самое время здраво оценить не только визуальную строну сего нововведения, но и ее важное значение. Самое очевидное, о чем мы уже говорили чуть раньше — до врага теперь легче добраться. Bad Company начисто избавлена ужасных условностей, когда выстрел из танка оставлял лишь пару царапин на стене, а неугодный снайпер за углом превращался в неуязвимую мишень. Теперь спрятаться так, чтобы вальяжно расстреливать беспечных вояк, не выйдет. Либо эта позиции находится в поле зрения врага, и вы сами становитесь жертвой, либо до вас рано или поздно доберутся, разобрав на кирпичики что-нибудь. Не в последнюю очередь в этом заслуга дизайна карт. Милые сердцу елочки, сельхозугодия, типичная европейская застройка или же пальмы, пустыни и редкие оазисы — что кому больше нравится. Но различия не просто в географической параллели, но и в верной тактике. Сражение среди узких улочек и перестрелки снайперов на голом поле — далеко не одно и тоже.
В этом плане Bad Company, без шуток, одна из самых сложных игр в Xbox Live! и PSN. Никаких типичных консольных послаблений! Нет традиционной уже «битвы из-за укрытий» в духе Gears of War, нет вида от третьего лица, и даже так любимое всеми самовосстанавливающееся здоровье сюда тоже не завезли. Война идет на полном серьезе. Любой смельчак, рискнувший гордо пробежать в полный рост по голому полю, быстро охладит свой пыл до комнатной температуры. Из-за этого новичкам приходиться туго — чтобы выжить, им нужно усвоить много законов и хитростей. Толком позаботиться о себе могут разве что штурмовики и бойцы поддержки. Первых выручает хитрое устройство с символичным названием Life-2 — один укол, и здоровье медленно восстанавливается (в одиночной компании врачевание проходит мгновенно), вторые полагаются на верные аптечки, и снабжают ими товарищей. Классы не просто урезали, но и серьезно переработали. Полагаться приходиться лишь на один ствол, пистолеты остались разве что у снайперов. Зато по-прежнему имеются уникальные возможности. Поддержка теперь и лечит, и одновременно ремонтирует технику, аналог «спецназа» вешает взрывчатку, другие могут выстрелить из гранатомета, ну а снайперы могут вызвать настоящую управляемую ракету. Уничтожить такой штукой танк или БМП не просто, но возможно. Понятно, что залог победы — грамотное сочетание всех классов и их спецумений.
Воюют же нынче за золото: пока в игре представлен лишь один мультиплеерный режим — Gold Rush. Суть проста: одна команда обороняет ящики с драгоценным металлом, другая, соответственно, пробует их «откупорить». Хитрость в том, что сундук можно как методично обстреливать из всего оружия, так и заминировать один раз, после чего он обязательно взлетит на воздух. Но бомба действует не сию секунду, поэтому противник вполне может успеть разминировать свою «прелесть». После знакомства с режимом, становится очевидно, почему Bad Company полная разрушаемость строго противопоказана — «захватчики» уничтожали бы ящики исключительно с помощью пушек и тяжелой техники. Пока этого сделать нельзя, нужно полагаться и на пехоту. Понятная каждому механика работает, увлекая не на шутку. В качестве дополнительного стимула, DICE реализовали систему всевозможных рангов, наград, знаков и других поощрений, как в Call of Duty 4. Всегда ведь хочется занять место в мировом рейтинге игроков, или просто получить новое звание. Но если это мы уже видели, то задумка с Dog Tags явно интригует. Теперь, если вам удалось убрать врага с помощью ножа, то вы получаете его солдатский жетон. В случае чего, можно похвастать перед друзьями собранной «псарней».
Заключение
Выход Bad Company стал для DICE знаменательным событием. Теперь им одинаково хорошо удается как продуманный мультиплеер, так и захватывающая одиночная компания. Без минусов, конечно, не обошлось: иногда не получается связываться с сервером по непонятным причинам, несколько странно выглядит физика транспорта, наехавшего на какой-нибудь камень, да и режим игры пока один, хотя — все эти ложки дегтя исправно тонут в огромной бочке меда. Ясно, что шведы намерены и дальше развивать свое консольное наступление: вскоре в игре появится новый «старый» режим Conquest (типичный захват точек), да и новые карты наверняка не заставят себя ждать. Масштаб, увлекательность, динамика, отточенная механика — у вальяжно усевшегося на вершине консольного мультиплеерного олимпа Call of Duty 4 появился амбициозный конкурент. Будем надеяться, среди тех пяти проектов по вселенной Battlefield, над которыми сейчас работает шведская студия, обязательно нашлось место для продолжения Bad Company, ну а пока — скажем просто: это «Наш выбор».
ЗА:
Современная графика, живой мир вокруг
Одни из лучших звуковых эффектов и отличная музыка
Увлекательная одиночная кампания
Харизматичные, запоминающиеся герои
Море юмора, забавных диалогов и комичных ситуаций
Разрушаемость
Зрелищные сцены как в мультиплеере, так и в одиночной игре
Сложный, но интересный мультиплеер
ПРОТИВ:
Мелкие проблемы с доступностью серверов
Не совсем точная физическая модель транспорта
статья взята с http://games.cnews.ru