История началась в конце прошлого века, когда очередной метеорит, рухнувший на поверхность нашей видавшей виды планеты, принес на Землю необычное вещество. Тиберий. По официальной версии, впервые он был классифицирован доктором Игнацио Мебиусом и назван в честь реки Тибр, неподалеку от которой обнаружили метеорит.
Дальнейшие исследования показали, что в минерале скрыт немалый энергетический потенциал — разумеется, не в эзотерическом смысле, а в самом что ни на есть практическом. Это открытие так и осталось бы на страницах чьей-нибудь диссертации, если б не одно обстоятельство. Минерал начал разрастаться, постоянно видоизменяясь, пронизывая почву и расцветая гроздьями зеленых кристаллов. Земная растительность мутировала под его влиянием, и зараженные деревья выбрасывали в воздух миллионы спор. Тиберий распространился далеко за пределы Италии. Вскоре его количество стало вполне пригодно для промышленного использования, и за ценный энергоноситель началась жесткая конкуренция. Вспыхнула Первая Тибериевая война.
Кейн жив...
...и это уже никого не удивляет. Глава религиозного братства, некогда выросшего из террористической организации, пережил уже по меньшей мере две смерти. Первая пришлась на финал самой первой игры серии Command & Conquer, другая фактически положила конец Второй Тибериевой войне в Tiberian Sun. Но что такое две смерти для настоящего пророка?
Итак, Кейн, бессменный лидер братства НОД, а по совместительству — серьезный конкурент Сорок Седьмого в борьбе за звание «самого известного лысого в игровой индустрии», нисколько не изменился. Лицо и голос подарил ему актер Джо Кукан (Joe Kucan), имидж, вероятнее всего, достался от покойного Антона Шандора Ла Вэя (светлая ему память), ну а планы Кейн строит самостоятельно, причем более чем грандиозные.
Противостоят братству правительственные силы GDI (Global Defense Initiative), в локализации переименованные в ГСБ. Это военное содружество стран большой восьмерки, созданное для противодействия набирающему силу Братству.
Оба враждующих лагеря прекрасно знакомы каждому, кто хоть одним глазком взглянул в свое время на Command & Conquer. Но теперь в дело вступает третья сила — пришельцы расы скринн. Судя по дизайну миссий, сначала их хотели сделать главным сюрпризом игры, но позднее зачем-то «засветили» в нескольких видеороликах, и интрига пропала. Так или иначе, инопланетяне — это полноценная третья сила, со своими постройками, войсками и линией развития.
Вскоре мы познакомимся с ними поближе. Ну а пока давайте вспомним, что представляет собой стратегическая серия C&C и как в это играют.
Стратегия старой школы
В двух словах: Command & Conquer — техногенная стратегия реального времени без лимита на численность войск.
• • •
Главный ресурс в игре — тиберий. Он произрастает на поверхности земли, собирается комбайнами и в качестве валюты расходуется на постройку зданий, подготовку войск и научные исследования. С определенной натяжкой вторым ресурсом можно считать энергию. Она вырабатывается электростанциями и обеспечивает работу энергозависимых построек — научных центров, технологических зданий, стационарных турелей и средств ПВО. Но энергия не расходуется, а лишь держится на определенном уровне, которого или достаточно для снабжения построек, или нет. Собственно, поэтому ее и нельзя в полной мере считать ресурсом.
Строительство начинается со сборочного цеха — главной постройки базы. В девичестве он — медлительная машинка, которую можно развернуть, превратив в здание. Вокруг образуется пригодная для строительства область: там-то и размещаются остальные постройки, в свою очередь дополнительно расширяя территорию базы. Каких-то «особых точек» в игре нет — любая достаточно ровная земля пригодна для застройки, лишь бы была достаточно просторной и находилась поблизости от уже имеющихся зданий.
На заметку: главную постройку базы можно свернуть обратно в машинку, перевезти на другое место и вновь развернуть. Раньше эта возможность настраивалась по желанию и на сценарных картах была отключена — здесь же решили сделать ее неотъемлемой.
Здания базы можно условно разделить на несколько групп.
Строительные. Это само главное строение базы, а также строительный кран. Каждый такой кран добавляет еще одну очередь постройки зданий.
Военные. Казармы, военные заводы и аэродромы — словом, все, что производит на свет пехоту, технику и авиацию.
Ресурсные. Главное такое здание — завод переработки тиберия, именно отсюда комбайны отправляются собирать урожай. В эту же категорию попадают и хранилища тиберия: их количество определяет максимально возможный капитал на руках игрока. Ну и напоследок — добывающие вышки. Строить их нельзя, но можно захватить и каждую секунду получать небольшой прирост средств, причем безо всяких комбайнов.
На заметку: пришельцам хранилища не нужны, весь добытый тиберий сразу попадает в казну и не пропадает, как у прочих, при нехватке места на складах.
Оборонительные. Пушки, пулеметы, зенитные орудия, стационарные лазеры. Они не расширяют захваченную территорию, а в остальном ведут себя как все прочие строения. У пришельцев они особенно экзотичны: против пехоты используются ульи с экзотическими инопланетными осами, а против техники — разрядники, в народе уже названные «расческами».
Научные. Сами не делают ничего, зато позволяют проводить исследования: усовершенствование построек, пехоты и техники. Кроме того, они открывают доступ к особым способностям — ионным пушкам, ядерным бомбам и различным видам десанта.
Эти типы построек в том или ином виде есть у всех трех фракций, с незначительными поправками. К примеру, главная постройка пришельцев изначально не ездит, а летает. Аналогично ведут себя и их разведчики.
• • •
Войска в игре традиционно подразделяются на три вида: пехоту, технику и авиацию. Для производства каждого из них нужны соответствующие постройки: казармы, военный завод и аэродром. Инженеры, как и раньше, захватывают постройки, самолеты летают, танки ползают — словом, никаких глобально-неприятных сюрпризов ожидать не приходится.
На заметку: войска — как пешие, так и танковые с военно-воздушными — получают повышения в званиях. Звания даются за стоимость уничтоженных сил противника в сравнении с собственной ценой боевой единицы. Всего званий три, они отмечаются нашивками. С каждым званием увеличивается прочность и сила, а на верхнем уровне к этому добавляется еще и регенерация здоровья. Практика показывает, что элитные войска существенно сильнее обычных, и их имеет смысл развивать. В игре с компьютером в элиту быстро выходят отряды, охраняющие подступы к базе, а в мультиплеере повышение чаще достается войскам, уничтожившим небольшую побочную базу.
Двадцать основных отличий
Со времен Tiberian Sun в жанре стратегий произошло немало перемен, и некоторые инновации просто не могли не войти в третью часть тибериевой серии. Ниже мы приводим список наиболее, на наш взгляд, существенных новинок и изменений в игре, по сравнению с ее идейным предшественником.
Тиберий стал бесконечным. Раньше его поля заканчивались, если в центре не растет тибериевое дерево. Теперь же каждое поле растет вокруг разлома в земле, и так — везде, на всех ныне существующих картах.
Добавились научные исследования, улучшающие пехоту, технику и здания. За эти исследования отвечают специальные научные строения, причем научная работа идет долго и требует денег.
На смену отдельным солдатам пришли отряды. Стрелки строятся группами по пять, ракетчики — по двое, гренадеры — по четверо. Управляется такой отряд только целиком. В бронетранспортер помещается только один отряд пехоты.
Многие войска получили спецспособности. К примеру, стрелки научились окапываться (точнее — строить доты), а штурмовики — преодолевать небольшие расстояния на реактивной тяге. Используются эти способности только вручную.
Строительство базы теперь можно вести в несколько потоков: каждый сборочный цех и каждый кран могут одновременно работать над одним зданием из основного набора и одним оборонным сооружением.
Пехота, техника и авиация тоже заказываются в порядке очереди. Столько-то стрелков, затем два гранатометчика, потом еще три отряда стрелков — примерно так. Очередь будет исполняться в том порядке, в котором была задана.
Войска научились держать строй. Правда, делают они это не сами, а только принудительно — способ построения можно задать двумя одновременно нажатыми кнопками мыши. Есть и другие полезные команды — советуем изучить список горячих клавиш.
Радар перестал быть отдельной постройкой и теперь вмонтирован в сборочный цех, но по-прежнему отключается при нехватке энергии.
Появилась возможность занимать гражданские постройки пехотой и вести оттуда огонь, находясь под защитой стен.
Ионная пушка стала мощнее во много раз и теперь, как и ядерная бомба, уничтожает сразу много построек в большом радиусе.
Большинство спецфункций (высадка десанта, бомбардировка, силовые поля) теперь наводятся только на открытую, видимую область карты. Кроме того, почти каждая такая спецфункция стоит денег.
Все стартовые постройки базы стали мобильными. Раньше эта функция была опциональной, причем по умолчанию — отключенной.
Упразднен подземный транспорт.
Артиллерийские установки перешли на сторону GDI и доступны почти в самом конце технологического дерева. Взамен братство NOD получило мощный шагающий танк «Мародер», а вся ранняя техника GDI осталась колесно-гусеничной.
С карт исчезли тибериевые сорняки, повреждающие технику. Химический завод, ранее работавший на их основе, теперь производит бомбы, не требуя сырья.
Техника ремонтируется сама, находясь поблизости от военных заводов.
Сумма, получаемая при продаже здания, зависит от его повреждений. Почти полностью разбитые строения продаются за копейки.
Комбайны GDI научились стрелять. Пушка у них слабенькая, но с группой пехоты справится. А с инженером и подавно.
Авиация для переброски техники сохранилась, но способ ее получения существенно изменился. Если раньше GDI (и только они) могли построить Carryall, чтобы сколь угодно долго использовать его для переброски техники, то теперь вызов транспорта стал способностью некоторых боевых машин и комбайнов. Каждый вызов стоит денег, а после переброски грузовой вертолет опять улетает в неизвестном направлении.
Помимо мобильного сборочного цеха появилась еще одна схожая машинка — разведчик. Она не может строить сама, но, окопавшись, создает вокруг себя небольшую пригодную для застройки зону. И стоит относительно дешево.